Веселушки
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1 - 2 |
«Что такое фольклор?» |
Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками, с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру. Учить точно передавать хлопками и притопами простой ритмический рисунок. |
Считалка «Сорока», «Сидел петух» Игра «Пошла коза по лесу» |
3-4 |
Детские потешки – дразнилки и насмешки» |
Продолжать знакомство с малыми формами фольклора: с потешкой и дразнилкой, на примере русской народной игры, а также дразнилки «Барашеньки» с элементами круговой игры. Разучивание русской потешки «Федул и Прошка» с игрой на инструментах. Использовать на занятии считалки при проведении игр. |
Потешка «Федул и прошка» Прибаутки: «Барашеньки- крутороженьки», «Ворон», «Бай-качи»; Игра: «Пошла коза по лесу» Считалка «На золотом крыльце сидели» |
5-6 |
«Скороговорки говорим, да выговариваем» |
Познакомить с жанром скороговорка. |
Считалки: «На золотом крыльце сидели»; Скороговорка «Маргаритки» Игра: «Золотые ворота»; |
7-8 |
«Небылицы в лицах» |
Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. |
Небылицы: «Вы послушайте ребята»; «Рано утром, вечерком»; «Чепуха» |
ОКТЯБРЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Песня – душа народа» |
Рассказать о многообразии жанров русской народной песни. Познакомить с жанром шуточной песни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания. Воспитывать выдержку в круговых играх, а также выразительно передавать игровые образы песни. |
Русская народная песня; «Как у наших у ворот» |
3-4 |
«Развесёлый хоровод» |
Рассказать о многообразии русских хороводов. Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни. Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом. Работать над улучшением качества кружения, притопов. |
ХОРОВОД: «Вейся- вейся капустка моя» русская народная песня. Песня «Как у наших, у ворот» |
5-6 |
«Песни пели с колыбели» |
Познакомить с жанром колыбельной песни. Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен. В хороводе закреплять умение, согласовывать свои действия с пением. Реагировать сменой движений на смену характера музыки и самостоятельно менять направление движения. |
Колыбельные песни «Котенька – коток»; «А баиньки – баиньки» «Ай баю, баю, баю» |
7-8 |
«Всякому делу своя пора». |
Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на ложках. Воспитывать внимательность, совершенствовать выразительность движений в передаче игровых образов. При исполнении хоровода самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. |
РНП «Во кузнице» |
НОЯБРЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Русская изба» |
Знакомить детей со старинным деревенским домом, жилищем наших предков с использованием иллюстраций. Познакомить с традицией русского народа – посиделками, вечёрками. Исполнение хороводов, частушек, круговых игр загадывание загадок, соревнование шуток, небылиц и скороговорок между парнями и девушками. |
|
3-4 |
«Народные суеверия» |
Знакомить с русскими народными суевериями: домовым, водяным, лешим – духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам, поиграть в русские народные игры этой тематики. Побуждать, выразительно передавать игровой образ, импровизировать танцевальные движения, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально. |
Игры: «Бабка –Ёжка»; «Водяной»; «Дед Домовой». |
5-6 |
«Умельцы - мастера» |
Рассказать о народных промыслах в русских селениях, мужском труде и женских заботах. Воспитывать уважение к русским традициям. Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке. Развивать музыкальную память. |
Игра «Как у дяди Семиона» Частушки РНП «Я на горку шла» |
7-8 |
Бабушка - Загадушка |
Занятие с загадыванием загадок о предметах старинного русского быта. Знакомить детей с названием бытовых предметов старины (корыто, лучина, коромысло, сундук) |
Песня «Пошла млада за водой» |
ДЕКАБРЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Русская Зима» |
Знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, ярмарочной суеты. Начать освоение основных танцевальных движений в новом хороводе, воспитывать культуру движения в танце. Создать условия для инсценировки песен, развивая желание двигаться и импровизировать. выразительной передачи образа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста. |
«Заинька во садочке» |
3-4 |
Зимние подвижные игры |
Продолжать прививать любовь к народному творчеству в исполнении хороводных игр. Развивать чувство ритма. Закреплять умение воспринимать шутливый характер песни. Воспитывать выдержку в круговых играх, а также выразительно передавать игровые образы песни. |
«Веселая ткачиха» «Комар шуточку шутил» |
5-6 |
Зимние календарные праздники |
Рассказать детям о русских народных зимних праздниках обрядах и обычаях. Познакомить с древними традициями празднования Рождества. Разучить календарные песни. |
«Сею сею посеваю с новым годом поздравляю» |
7_8 |
Пришла коляда – отворяй ворота» |
Знакомство с обрядовыми песнями и колядками к празднику Рождества. |
«Колида колида куды пошла» |
ЯНВАРЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Рождество» |
Попеть колядки. Работать над ритмом и развивать воображение в игре на музыкальных инструментах. Учить петь выразительно без напряжения, напевно. В танцах закреплять умение двигаться в разных темпах, совершенствовать дробный шаг, «ковырялочку». |
«Веселые тройки» «Калинка» «Бояры, а мы к вам пришли» |
3-4 |
«Народные обычаи» |
Продолжать обогащать репертуар календарными песнями. Знакомить с обрядовыми играми, развивать мелкую моторику рук в игре на ложках. |
«Колечко» |
5-6 |
«Народные обычаи: гадания и приметы» |
Рассказать о такой традиции как девичьи гадания. Продемонстрировать этот процесс в играх. |
«Колечко» «Гадание на валенках» |
7-8 |
«Крещение» |
Познакомить с историей возникновения православного праздника. |
ФЕВРАЛЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Зимние подвижные игры» |
Продолжить знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, игрищ, устраиваемых на улице в зимнее время. |
«На горе – то мак» «В хороводе были мы» |
3-4 |
«Весела была беседа» |
Познакомить с традицией русского народа – посиделками. Учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях. Формировать ритмический слух и музыкальную память. |
«Как у наших у ворот» «Камаринская» |
5-6 |
«Народные наигрыши» |
Познакомить детей с традиционными народными инструментами: балалайка, свистулька, рожок. Послушать наигрыши. |
|
7-8 |
«Встреча Масленицы» |
Познакомить детей с Масленицей, праздником, который отмечают в конце зимы и празднуют целую неделю. Рассказать, как называются каждый день масленичной недели. Разучить частушки. |
«Как на масленой недели» «Гори гори ясно» |
МАРТ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Масленичные лакомства» |
Продолжить знакомить детей с традициями празднования масленицы. Продолжить работу над частушками, учить петь выразительно, без напряжения. Сопровождать пение частушек игрой на ложках. |
Частушки |
3-4 |
«Масленичный переполох» |
Продолжать закреплять умение двигаться в хороводе синхронно с пением. Учить петь выразительно, точно передавать содержание и характер песни частушки. |
«Где же ты был мой черный баран» |
5-6 |
«А мы масленицу провожали» |
Закрепить знания детей о традиции празднования масленицы. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. Участие в районном празднике «Масленицы» в Доме Культуры. |
Частушки «Ручеек» |
7-8 |
«Идет матушка весна» |
Разучивание весенних песенок, закличек. Воспитывать желание детей двигаться под музыку, осваивая новые движения пляски. Учить передавать содержание песни через инсценировку. |
«Жаворонушки прилетите к нам» «Дождик дождик пуще» |
АПРЕЛЬ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-8 |
«Пасха пришла - отворяй ворота» |
Познакомить детей с историей праздника - Пасха. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. Развивать музыкальные навыки, воображение и творческую активность. Обобщить полученные знания при непосредственном участии в празднике. |
«Ой , заплятися плетень» «А пчелушка златая» «Суп варить» |
МАЙ
№ |
Тема |
Программное содержание |
Репертуар |
1-2 |
«Без частушек прожить можно да чего – то не живут» |
Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. |
Частушки подобранные и выученные вместе с родителями |
3-4 |
«Где песня льется, там легче живется» |
Повторение изученных песен |
|
5-6 |
«Были б песни – будут и пляски» |
Разучивание хороводных игр и хороводов |
«Селезень утку ловил» |
7-8 |
«Скучен день до вечера коли делать нечего» |
Повторение изученных игр |
«Яшка» «Салочки – выручалочки» |
2.3. ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации программы педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- осуществляет развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности (пение, игра, пляски, хороводы);
- сочетает совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей;
- ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о фольклоре;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей.
2.4. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (примерная)
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами
Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей детей, показ открытых занятий.
Работа с родителями
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
- Консультации по вопросам развития детей;
- Домашние задания;
- Совместные праздники;
- Информация достижений (фотографии, дипломы, грамоты, видео).
Программа занятий
Дополнительная общеразвивающая программа фольклорного кружка «ВЕСЕЛУШКИ» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 17 октября 2013 года № 1155).
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)
Устав МБДОУ «Детский сад № 111»
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»