Ниточка с иголочкой
Программа занятий
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад №111»
Программа кружка рукоделия
"Ниточка с иголочкой 6-7 лет"
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция.
1.2. Актуальность.
1.3. Новизна.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Возраст детей.
1.7. Продолжительность реализации программы.
1.8. Формы и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты.
1.10. Педагогическая диагностика
1.11. Формы подведения итогов реализации программы.
2. Учебно-тематический план
3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
3.1. Преемственность.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
5. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2. Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
1.3. Новизна.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Мой опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка вышивания “Ниточка с иголочкой”. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.
1.4. Цель программы.
Ознакомление дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
1.5. Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,4-5 лет,5-6 лет, 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 3 года.
1.8. Формы и режим занятий.
При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 20 минут – в старшей группе, 25 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
1.9. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезают ткань по нанесенным меткам;
- делают бахрому на салфетке;
- закрепляют ткань в пяльцах;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”;
- используют пооперационные карты.
После 2 этапа
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивают “гладью”;
- делают “мережку” на ткани;
- переводят рисунок на ткань;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
- экономное расходование материала;
- бережное обращение с инструментами;
- поддержание порядка на рабочем месте;
- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
1.10. Педагогическая диагностика
1.11. Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
2. Учебно-тематический план 4-5 лет
Месяц. |
Занятие. |
Тема. |
октябрь |
1. занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке нитке, 2.3,4Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. 5,6,7 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. 8 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл. |
1. Шов «вперед иголку»,
|
ноябрь |
1,2 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл. 3,4 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами 5,6 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда. 7,8 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда. |
2. Шов “строчка, |
декабрь |
1.2,3,4 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда. 5,6,7,8 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету |
3. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. |
январь |
1,2,3,4,5 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно. 6,7,8 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели. |
4. Шов “строчка”. |
февраль |
1.2.3,4, занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте 5,6,7,8. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. История пришивания пуговиц,как оберега. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема. |
5. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями |
март |
1. занятие. Вышивание “гладью”. История возникновения. Использование модели шва “гладью” Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. 2,3,4,5 занятие. Вышивание салфетки гладью. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток). 6,7,8 занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда. |
6. Вышивание “гладью” |
апрель |
1,2,3 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия. 4,5,6. занятие. Вышивание цветка контурной гладью Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими. 7,8 занятие Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. |
7. Вышивание “гладью” |
Учебно-тематический план 5-6 лет
Месяц. |
Занятие. |
Тема. |
октябрь |
1. занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке нитке, 2. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. 3.4 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. 5,6,7,8 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл. |
1. Шов «вперед иголку»,
|
ноябрь |
1.2 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами 3.4,5 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда. 6.7,8 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда. |
2. Шов “строчка, |
декабрь |
1,2 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету 3,4.5.6. занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно. 8. занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели. |
3. шов “строчка” |
январь |
1.2. занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте 3.4.5 Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. История пришивания пуговиц , как оберега. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема 6,7,8 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда |
4. Пришивание пуговиц |
февраль |
1.2 занятие. Вышивание “гладью”. История возникновения. Использование модели шва “гладью” Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. 3.4,5 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия. 6,7 занятие. Вышивание цветка контурной гладью Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими. 8 занятие. Вышивание салфетки гладью. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. |
5. Вышивание “гладью”. |
март |
1.2,3,4 занятие. Вышивание салфетки гладью. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.). 5. занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда. 6.7.8 занятие. Знакомство с историей возникновения вышивания «крестом». Демонстрация приема вышивания «крестом» Упражнять в выполнении правильного действия. |
6. Вышивание салфетки гладью, вышивания «крестом». |
апрель |
1,2,3,4,5 занятие. Вышивание мини-картины «крестом» 7.8 занятие. Завершение вышивания мини-картины. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели. |
7. Вышивания «крестом». |
Учебно-тематический план 6-7 лет
Месяц. |
Занятие. |
Тема. |
октябрь |
1. занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке нитке, 2. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. 3. занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. 4.5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл. 6. занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами 7. занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда. 8. занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда. |
1. Шов «вперед иголку», Шов “строчка |
ноябрь |
1. занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда. 2.3 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету 4.5.6.7 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно. 8. занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели. |
2. Шов “строчка, |
декабрь |
1.2. занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте 3.4. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. История пришивания пуговиц,как оберега. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии. 5.6 занятие. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда 7.8 занятие. Пришивание пуговицы на ножке. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда. |
3. Пришивание пуговиц. |
январь |
1.2. занятие. Знакомство с историей возникновения вышивания «крестом». Демонстрация приема вышивания «крестом» Упражнять в выполнении правильного действия. 3.4.5.6 занятие. Вышивание мини-картины. 7.8 занятие. Завершение вышивания мини-картины. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели. |
4. Вышивка «крестом». |
февраль |
1.2 занятие. Вышивание “гладью”. История возникновения. Использование модели шва “гладью” Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. 3.4 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия. 5.6 занятие. Вышивание цветка контурной гладью Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими. 7.8 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. |
5. Вышивание “гладью”. |
март |
1.2 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.). 3. занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда. 4.5 занятие. История возникновения вышивки бисером. Демонстрация приема вышивания. 6.7 Способы крепления бисера к ткани и методика вышивки. 8. занятие. Вышивание мини-картины по схеме. |
6. Вышивание бисером. |
апрель |
1.2.3.4.5 занятие. Вышивание мини-картины по схеме. 6.7,8 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. |
3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
Работа кружка вышивания “Ниточка с иголочкой” основана на нормативных документах, в том числе:
- Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с.- СПб.: Детство–Пресс, 2003.
В приложении 2 указывается:
“Из 2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.
Из 2.2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие различным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов.
Из 12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного труда”. [7].
В разделе 5.3. Самообслуживание и детский труд программы “Детство” рекомендуется:
“Задача педагога – помочь ребенку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности, осознать свои способности, найти наиболее значительный для него вид трудовой деятельности…, где проявятся неповторимая детская индивидуальность, творческие способности.
…Осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью и пр.) и простейшими инструментами (ножницами, иголками…), использовать выкройки, переводить рисунок на ткань…; пришивать пуговицы, крючки, вешалки, обшивать рисунок на ткани швом “вперед иголку” и т.д. Владеть обобщенными способами конструирования, ручного труда и рукоделия; уметь использовать в работе пооперационные карты”
3.1 Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформировать у дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование, игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядный метод и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Техническое оснащение.
- Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
- Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
- Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
- Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
- Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
- Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
- Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
- Карандаши (на каждого ребенка) простые.
- Калька (на каждого ребенка).
- Копировальная бумага (на каждого ребенка).
Дидактические материалы.
- Подборка готовых вышивок.
- Образцы рисунков для вышивания.
- Иллюстрации вышивок в различной технике.
5. Список литературы.
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.
2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
3. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
4. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.
5. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
7. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
8. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
9. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»